Рейтинг@Mail.ru

16 апреля 2016 г.

Инженерные вопросы танковой мощи

Танковые операции на европейском театре
Ошеломляющие успехи Вермахта в начале второй мировой войны связаны с реализацией принципа массированного применения танков, принципа блицкрига. Это давало возможность ударом подвижными соединениями сотрясать всю оборонительную систему противника на большую глубину. Носителями ноу-хау данного принципа были
генералы Гудериан, Манштейн и другие, сумевшие продумать структуру танковых подразделений и обучить войска соответствующим тактическим приемам. Надо подчеркнуть, что в инженерном отношении немецкие танки уступали советским танкам Т-З4, КВ и ИС как количественно, так и качественно. Но даже сильно потрепанные танковые соединения применялись нашим противником мастерски. Этот опыт следует иметь в виду. 
 Поэтому, реализуя сегодня новое конструктивное лицо танков в опытных образцах и в серийном производстве, необходимо так задавать сроки их поступления в войска, чтобы предусмотреть запас времени для танковых командиров на обучение штабов и войск. Применительно к европейскому театру речь идет о тысячах танках, в числе которых надо иметь бронированный кулак повышенной подвижности. Что касается «гениального фюрера», то его авантюры удавались, пока он имел дело с политиками типа Чемберлена и Даладье. Его вывод: «Руководители Запада – черви. Я видел их в Мюнхене». Суть этого унижения Запада исчерпывающе выразил Черчилль: «Тот, кто между позором и войной выбирает позор, получает и войну, и позор одновременно».

Где взять средства

Предложения, которые излагаются ниже, строятся на разработках выдающегося поколения наших танкостроителей и танковых генералов. Они предполагают минимально необходимые затраты для возрождения отечественной танковой мощи. Но нельзя без конца экономить на военной безопасности. Можно получить и войну, и позор. И нельзя экономить на трудовых семьях, которые скоро не смогут рожать и растить детей, так как зарплаты отцов и пенсий бабушек уже не хватает.

А для России демографическая проблема в перспективе соизмерима с проблемой обороны. Почему мы не замечаем, что в эпоху Ельцина у нас появился целый социальный слой, в котором скопились огромные средства через нечистоплотное присвоение собственности и прямое казнокрадство? Нынешний экономический блок правительства с этим фактором справиться не способен. Его сознание осталось в эпохе Ельцина. И в этом причина нашей внутренней слабости при бесспорных успехах в мировой политике.

Об этом свидетельствует даже «Манифест Михалкова», который вдруг заговорил как коммунист (призвал к «отказу от преемственности с ельцинской эпохой» и к «смене элит»). Но гораздо раньше серьезно высказался по поводу нашей экономической власти Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц: «В эпоху Ельцина российское руководство сделало две серьезных ошибки в области экономической политики. Одной из них было создание стимулов, которые вели скорее к изъятию прибыли, чем к достижению благосостояния. Другая заключается в том, что не были использованы те позитивные достижения, которая оставила после себя эпоха коммунизма».

Итак, об этом говорят не только Зюганов и Болдырев на коммунистическом экономическом форуме. Об этом говорил крупнейший экономист США. Об этом заговорил даже кинорежиссер Михалков.

И нас сейчас беспокоит передача инженерно-технических заделов советской эпохи в области гидропривода мирового уровня новому поколению инженеров, беспокоит танковая безопасность перед лицом НАТО, но не в ущерб жизненному уровню наших трудовых семей.

А где же взять деньги? Ответ дал тогда же Стиглиц: “Как следовало бы поступить с собственностью, полученной сомнительными путями в годы дикой приватизации?...России, скорее, можно было бы ввести «чрезмерный налог на прибыль с капитала». Можно и так, как делал Рузвельт во времена Нового курса. Но в любом случае деньги надо взять не у бедных, а у богатых.


Танкостроение - это не только «Армата» Советское танкостроение оставило нам десятки тысяч танков, которые на европейском театре не имели равных. Существенную роль здесь сыграло революционное инженерное решение А.А. Морозова, суть которого заключается в сокращении танковых экипажей с 4-х до 3-х человек, благодаря автоматизации функций заряжающего. Это дало возможность уменьшить забронированный объем танка, повысив тем самым его характеристики броневой защиты и подвижности. И танковые платформы подавляющей части имеющегося сейчас танкового парка соответствуют самому современному уровню. Надо также отметить, что, несмотря на ошибки смутного времени, у нас сохранилось в наличии 7-8 тысяч танков Т-72 и 2-3 тысячи танков Т-80.

А это танки, в которых реализовано то самое морозовское инженерное решение. Никто в мире не считает танки, выпущенные в 80-х годах, старыми. Их модернизируют. Однако, при прежних руководителях Минобороны, планы модернизации бронетанковой техники неизменно срывались. В настоящее время ситуация изменилась. Завод ОАО «Омсктрансмаш» уже приступил к работам по модернизации танков Т-72 и Т-80.

Связанный с этим совокупный объем задач был сформулирован еще в 2002 году тогдашним начальником Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) генерал-полковником С.А. Маевым и принят министерством обороны (МО). Будем надеяться, что возрождение началось. Это возрождение следует понимать как комплексную задачу. И было необоснованно подменять данный круг вопросов, только гонкой к серийному выпуску перспективной «Арматы».

Сегодня отечественное танкостроение возглавили новые люди - О.В. Сиенко и В.Г. Халитов. Им бы просто взять на вооружение концепцию С.А. Маева. Но если при этом их ставить перед лицом нехватки средств для решения задач, уже очерченных ГАБТУ, то как от них можно требовать успешного выполнения соответствующих планов работ? Это вопрос к ВПК. К сожалению, еще и нижнетагильское окружение новых руководителей отечественного танкостроения грешит предрассудками старой конкуренции между коллективами разработчиков наших танков. При Д.Ф. Устинове конкуренция была даже полезна. Но сегодня, когда всем не хватает денег, дело доходит до призывов отказаться от целой эпохи отечественного танкостроения, связанной с танком Т-80.

Подобные взгляды выражены, например, в книге сотрудников ОАО «НПК «Уралвагонзавод»» Э.Б. Вавилонского и др. «Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения». Этот «откровенный разговор», к нашему недоумению, диссонирует с концепцией развития танкостроения ГАБТУ МО и отражает высказывания некоторых дилетантов в вопросах оборонной промышленности, активно рассуждающих в печати о проблемах танкостроения.

«Патриотичность» Вавилонского и его соавторов, инженерных работников УКБТМ, сводится к утверждению, что нужным для танкостроения является только то, над чем работает их КБ, а танки Т-80, Т80У, двигатель ГТД 1250, и его образцы еще большей мощности, бесступенчатый механизм поворота ГОП МП - все это объявляется ненужным.

Что бы не говорили «откровенные» люди по поводу ГТД, такой двигатель стоит на основном американском танке «Абрамс». А у нас уже тридцать лет как ГТД 1250 установлен на Т-80У. За эти годы велись работы по форсированию мощности как харьковского, так и челябинского дизеля, но никто пока не смог превысить мощность ГТД 1250.

Напомним коллегам, что, если завтра развитие танкостроения потребует серьезного увеличения мощности силовой установки, никакой другой альтернативы ГТД не будет.

К танкам Т-80, уже имеющимся в наличии, следует отнестись бережно и с повышенным вниманием. У этих танков своя специфика. С самого начала Т-80 был предназначен для действий на европейском театре. Как говорят американские эксперты, любители красного словца: «Т-80 – это танк для броска к Ламаншу». На самом деле, это важнейший компонент высокоподвижного бронированного кулака для авангардной роли в обеспечении танковой безопасности на Великой Европейской равнине.

На базе танка Т-80 в свое время был создан танк Т-80У, а затем его самая совершенная модификация - изделие 219РГ с гидрообъемным приводом механизма поворота (ГОП МП). Этот механизм обеспечивает задание плавно меняющегося, в зависимости от положения штурвала, радиуса поворота танка, избавляя водителя от необходимости сбрасывать скорость на поворотах. Благодаря применению ГОП МП максимально возможная скорость танка Т80У с ГОП МП (проект 219РГ) достигает 90 км/час. Таким образом, повышается подвижность танкового подразделения, что, как уже сказано, имеет важное значение для такого равнинного театра как европейский.

Платформа 219РГ была выбрана в 1997 году за основу для танка Т-80УМ1 «Барс», разработанного в Омске. Этот танк и надо использовать в качестве конструктивного лица для модернизации сохранившихся танков Т-80.

Подчеркнем, что мы не предлагаем сейчас возобновлять производство танков Т80У. Речь идет о целесообразности модернизации уже имеющихся в наличии танков.

Специалисты УКТБТМ мотивируют свой отказ от использования гидропривода поворота его сложностью. Надо понимать, что они просто не могут своими силами выпустить техдокументацию на ГОП МП и организовать его серийное производство. Для решения этой задачи нужна кооперация с коллективом, освоившим лицензию компании «Зауэр – Сандстренд». А как иначе? Если кого-то пугают дополнительные затраты, то это «копейки», так как работа практически сведется к модернизации уже созданного нами ГОП МП165РУ. Ведь ГОП МП165РУ успешно прошел государственные испытания, а позже было разработано энергосберегающее гидроприводное нефтяное оборудование для поддержки предстоящего серийного производства ГОП МП300РУ конверсионными заказами. Предполагаемый объем конверсионного производства – несколько десятков тысяч единиц ежегодно, а потребность в ГОП МП ориентировочно составляет порядка тысячи единиц в год.

Несколько слов о проекте «Армата». Если на этот перспективный танк ставится двигатель мощностью 1500л.с., то ему нужен и ГОП МП. Заметим, что для прототипа «Арматы» - танка Т95, этот механизм предусмотрен. Более того, перспективный танк без ГОП МП не соответствует даже сегодняшним техническим требованиям.

Известно также, что западные танкостроители планируют увеличение калибра пушки для «Леопарда 2А7». Следовательно, нам придется вернуться к планам установки на «Армату» орудия 2А83 калибра 152 мм.

Поэтому и по ряду других причин спешка с освоением серийного производства существующей платформы «Армата» не оправданна. Этот объект следует выпускать опытно-промышленными партиями, хотя бы потому, что в настоящее время электроника машины базируется на импорте соответвующих комплектующих. Так можно выпускать опытные партии, но к началу серийного выпуска необходимо иметь свою электронику. Приведенных аргументов достаточно, чтобы оценить реальный срок промышленного освоения нового перспективного танка. Это 2025 год. Но тогда напрашивается и другой вывод. Отказ от проекта объекта 195 (танк Т95) был не обоснован. Правильно, что его возродили в проекте «Армата», но будет лучше сделать еще один шаг в правильном направлении: вернуться к основным концепциям танка Т-95 в деле создания принципиально нового перспективного танка. Реально это уже и происходит, и проект «Армата» действительно может стать проектом прорыва с недосягаемым для вероятного противника боевым могуществом.

Одновременно мы должны провести модернизацию имеющихся танков Т-72 и Т-80 индустриальными методами на заводах «Омсктрансмаш» и «УВЗ». Подчеркнем, что в настоящее время Т-72 является основой отечественной танковой мощи. Его преимущество в том, что, пройдя через длительный процесс серийного производства и эксплуатации в войсках, машина избавилась от многих недостатков. Этот танк в высокой степени освоен войсками в реальных боевых условиях.

Специалисты знают, каким следует определить конструктивное лицо танка Т-72 после модернизации. Важно, что тысячи этих танков у нас есть, а если нам понадобятся еще тысячи, то освоенное производство давно готово. Это главное сегодня на случай военной угрозы.

Если мы хотим компенсировать трехкратное превосходство войск НАТО в количестве танков на европейском ТВД, то нам следует ежегодно модернизировать не менее 600 танков Т-72 и более 500 танков Т-80. Кроме того, до 2018 года надо завершить комплекс испытаний ГОП МП300РУ и начать его серийное производство.

Несколько слов о нашем коллективе

Он выделился из оборонной промышленности, где мы успели по прямому указанию Д.Ф. Устинова выполнить следующие работы. Закупили лицензию на гидропривод мирового уровня «Зауэр – Сандстренд», освоили эту лицензию, разработали и изготовили по заданию ВНИИТРАНСМАШ экспериментальный образец ГОП МП для их экспериментального танка, а затем, по заданию Н.С. Попова, разработали и изготовили опытные образцы ГОП МП165РУ для государственных испытаний танка Т-80У объекта 219 РГ. Испытания были завершены еще в советское время с положительными результатами и с принятием решения о серийном производстве ГОП МП 165РУ. В новых условиях, благодаря совместной деятельности коллектива разработчиков ГОП МП с Агентством безопасности «Альфа-95» в структуре ООО «Техномаш-Нефть», удалось сохранить специалистов и результаты разработок, сохранить предприятие, готовое, при подтверждении ТЗ на ГОП МП300РУ, взять на себя выпуск документации и подготовку серийного производства.

За это надо браться безотлагательно, поскольку мы уже немолодая команда. В процессе выполнения работы по модернизации разработанного раннее ГОП МП 165РУ мы сможем, при поддержке ВПК, передать наши заделы и ноу-хау по гидроприводу мирового уровня новому поколению специалистов, подготовленных в процессе работы с нами.

Данный вопрос о разрыве поколений осознается на самом высоком уровне ОПК. Он серьезно обсуждался на заседании Рабочей группы по вопросам подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса 04.04.2013г. На указанном заседании присутствовали представители администрации Президента, Военно-промышленной комиссии, Министерства промышленности и торговли, Общественной палаты, ученые, руководители оборонных предприятий.

Участники заседания подняли вопрос об основных кадровых проблемах в деле преодоления «разрыва связи поколений».

Подводя итоги совещания, участники отметили, что «теперь главное не просто обсуждать проблемы, а приступать к активным действиям по их решению». Рассмотренная нами выше проблема отечественного танкостроения в максимальной степени подготовлена для активных действий по решению конкретной задачи относящейся к вопросам, поставленным на указанном заседании.


ЗАЙЦЕВ Геннадий Николаевич, Герой Советского Союза генерал-майор в отставке, Председатель Совета директоров ООО «Техномаш-Нефть», Командир Группы «А» в 1977-1988 и 1992-1995 годах. Президент Агентства безопасности «Альфа-95».

Бабаев Октай Мутталибович, Генеральный директор ООО «Техномаш-Нефть», Заместитель главного конструктора по ГОП МП 165РУ, кандидат технических наук.




Копируете статью - поставьте ссылку на оригинал!

Комментариев нет:

Дружественные ресурсы

Движение за возрождение отечественной науки
Сайт межрегионального общественного Движения за возрождение отечественной науки