Рейтинг@Mail.ru

24 марта 2015 г.

Этап ошибок трудных. Где выход?

Идеи, изменившие нашу жизнь, оказались ложными. И наш человек должен с горечью признать: «К чему, несчастный, я стремился, пред кем унизил гордый ум, кого восторгом чистых дум боготворить не устыдился?». Но мало понять, что мы ошибались. Надо понять, что есть лимит на ошибки, за которым маячит опасность. Для жизнеспособного народа неизбежен следующий этап, который у поэта называется «опыт - сын ошибок трудных». В нынешних терминах, этот этап можно назвать «контрперестройкой», отрицанием гибельного отрицания.

Нас, в данном случае, беспокоят ошибки конкретного характера, конкретная прозаическая тема - танкостроение. Казалось бы, какие могут здесь быть «восторги чистых дум». Оказывается, бывает. Это танк «Армата». Прокладывая ему дорогу в стиле рыночных традиций, в прессу вбрасывается дешевый пиар про танк, который «будет лучшим в мире» и будет создан в немыслимо короткие сроки.

Начало разработки «Арматы» - 2010 год. Есть, конечно, прототип Т95, разработанный вплоть до рабочих чертежей и реализованный в опытном образце. Но этот прототип - качественно новый танк. А это значит, что порой приходится доходить до успешного серийного производства десятилетиями. Но что-то быстро сделать можно, вырвав из общего контекста. И уже в войска передали 20 танков по цене 400 млн. руб. за каждое изделие. Почему 20? И почему в войска, а не на государственные испытания? Понимать, видимо, надо так: деньги истрачены, а танк для госиспытаний не готов.

Но главный конфликт не в этом, а в том, что по-настоящему лучший танк в мире у нас давно есть (с 1997 года). Это танк Т80У М1 «Барс». А еще до «Барса» прошли государственные испытания по проекту 219РГ. Это, в сущности, платформа Т80У массой 46 тонн с двигателем ГТД1250 и гидроприводом механизма поворота ГОП МП 165РУ.

Этот самый современный отечественный танк имел шансы изготавливаться серийно с 1997 года. А Т90 и «Армата» - не современные танки, т.к. им не хватает мощности двигателя и у них нет бесступенчатого механизма поворота, т.е. в них не хватает самого главного. Вот он, абсурд нашего танкостроения: современный танк «Барс» по чьей-то вине или неразумению не изготавливается и поэтому умирает, вместе с готовым для него серийным производством ( «ОМСКТРАНСМАШ»). А именно этот танк сегодня полагалось бы иметь в войсках.

Бронетанковый кулак из танков Т80У М1 «Барс» в качестве первого эшелона можно реально создать к 2020 году, исключив этим опасность наступления тысяч танков НАТО, через Европейскую равнину. Но, как бы не так! Та же пресса, которая звонит про лучшую в мире «Армату», делает все, чтобы опорочить танк М1 «Барс» и все танки семейства Т80У, газотурбинный танковый двигатель и т.д., и т.п..

Какая здесь подоплека? Попробуем разобраться.

Глава отечественного танкостроения (НПК «Уралвагонзавод») - не танкостроитель. Он новый человек, т.е. рыночник, и, как сегодня принято, видимо, придворный человек. Уже ходят слухи, что он метит в губернаторы Свердловской области, и это нашему танкостроению надо бы приветствовать. А Олега Сиенко мы бы с чистой совестью поздравили. Он - жертва чужих ошибок и чьей-то недобросовестности.

Как рыночник должен отнестись к танкостроению, которое ему преподнесли на «блюдечке с голубой каемочкой»? На нем надо делать деньги, конечно.

Но вот беда: «Барс» не предназначен для жарких стран и горной местности.

Этот танк делали, грубо говоря, «для броска на Ла Манш», как говорили при Д.Ф. Устинове, и, как показывают сегодняшние события, правильно говорили.

Именно на Европейском равнинном театре имели место классические танковые войны, операции с применением тысяч танков. А на Европейском рынке бороться с фаворитами - Леопардами, было безнадежно, т.к. там действуют совсем не рыночные правила.

Для рынка нужен был другой танк, приспособленный к жарким условиям других театров. И такой танк был. Это Т80У с четырехтактным дизельным двигателем (танк проекта 219РД). Такой же двигатель сегодня ставят на «Армату».

Если вам, господа-товарищи, надо экспортировать танки (а это действительно надо, т.к. тогда вам не пришлось бы останавливать уникальное производство «ОМСКТРАНСМАШ»), то ставьте двигатель А-85-3А, предназначенный для «Арматы», в готовый танк проекта 219РД, побеждайте на тендерах и экспортируйте туда, где сегодня побеждают харьковские и китайские танкостроители. Ведь их танки, лучшие после Леопарда, бесспорно хуже «Барса», т.к. не имеют гидропривода механизма поворота (ГОП МП), без которого нет скоростного танка.

В вашем распоряжении господа-товарищи была почти готовая конструкция дизельного «Барса» и готовое, созданное Д.Ф. Устиновым по последнему слову техники производство для выпуска ежегодно 750 именно этих танков (экспорт принес бы примерно 3 миллиарда долларов).

Что помешало? Не поняли,не увидели? Или дело в том, что конструкторы тагильского КБ в упор не видят ленинградский шедевр Н.С. Попова Т80У и его воплощение в «Барсе» омскими конструкторами, пишут необъективные статьи и целые опусы, пороча созданные коллегами конструкции. А добродушный к своему окружению Олег Сиенко повторяет публично их несуразные доводы.

В борьбе за заказы прибегли к некорректным методам, что привело к роковым ошибкам. Но не только по вине своего окружения взял на себя ответственность за опасные ошибки Олег Викторович, но и по вине своих руководителей. Разве можно было, собрав под его руководством десятки умирающих серьезных предприятий танкостроения, бросить его без поддержки: «Давай, делай из этого деньги».

И разве это Сиенко должен был заметить надвигающуюся опасность на Западе? Вот что пишет автор «Советской России», разработчик того самого ГОП МП для «Барса» в своей статье («Кто не хочет, когда он может», №20 от 28 февраля 2015г.):

«Легко заметить, что в развитии танка Леопард 2 – от модификации к модификации – немецкие разработчики зорко следили за работами наших конструкторов… У немцев эта политика в руках компетентных людей. Они осторожны в своем движении от первых разработок к Леопарду 2А7, который сегодня готов к серии. Вот почему они сокращают в войсках первые модели своих Леопардов. Они не хотят нас встревожить и дать опомниться от утвердившегося заблуждения на их счет.

Итак, Леопард 2А7. Это будет танк массой 67,5 тонны, т.е. во всеоружии бронирования и защиты, «Тигр» сегодняшних дней. Предусмотрены и требования подвижности, которые немцы всегда рассматривали как важнейшие. Поэтому у них разработан и готов к серийному производству новый дизель мощностью 2600 л.с. – MT883 Ка-523. Это будет опережающий скачок не только по защите, но и по удельной мощности, которая составит 38,6л.с./т, т.е. почти в два раза больше того, что намечено для «Арматы». Такого конфуза в истории танкостроения еще не было.

Где выход? Он очевиден: это, во-первых, модернизация танков Т-80, которые не надо пока даже изготавливать. Они есть в количестве 4,5 тысячи штук, и их последняя модификация «Барс» имеет наивысшую на сегодняшний день удельную мощность в мире – 27,2 л.с/т. Но уже создана модификация его газотурбинного двигателя мощностью 1500 л.с. Это ГТД1500. А по утверждению создателя семейства этих ГТД В.А. Морозова, ГТД1500 может быть форсирован до 1800 л.с. Удельная мощность Т-80У будет при этом уже 36 л.с/т. И все это можно сделать достаточно быстро.

Однако при данной модернизации надо учесть еще один важный момент, который технической политикой нашего танкостроения недостаточно осознан. Все скоростные танки должны иметь возможность плавно изменять радиус поворота за счет ГОП МП. Все танки на Западе имеют такой привод поворота. У нас, несмотря на успешные государственные испытания танка проекта 219 РГ с ГОП МП 165 РУ, таких танков в серии никогда не было. Это одна из издержек пережитой ломки. И уже поэтому наши танки с высокой удельной мощностью не могут считаться лучшими в мире.

Точно так же и китайские танкостроители, которые позаимствовали многое от танка Т-80У, не могут считать свой танк Тип 99 лучшим в мире – как они, конечно, это заявляют, пока в их серийно выпускаемом танке нет плавного поворота. Мы можем решить эту задачу в сжатые сроки, т.к. сумели сохранить свой коллектив разработчиков ГОП МП в виде предприятия ООО «ТЕХНОМАШ-НЕФТЬ» и можем разработать модернизированный ГОП МП165 РУ под 1800-сильный танк. Дело за малым – согласовать нам ТЗ на модернизацию ГОП МП для модификации танка Т-80У с форсированным ГТД. Соответственно, надо выдать ТЗ заводу им. Климова на разработку ГТД1800. Затем будет необходимо провести государственные испытания танка Т-80У с новым ГОП МП и с новой ГТД (назовем эту работу проектом 219РГ-2). Получив подтверждение документации через государственные испытания, мы сможем модернизировать 1–1,5 тысячи танков Т-80. Так мы получим танковый авангард, который закроет Европейскую равнину. И все это без изготовления самих танковых платформ. Дешево, но очень сердито».

Предостерегающий довод автора по поводу «Арматы» сводится к следующему: «Надо понимать, что, начав в 2010 году разработку принципиально нового танка «Армата», невозможно довести его до серии в те короткие сроки, которые называются. По сложившейся у танкостроителей практике (у тех же немцев) это потребует 10–12 лет. Значит, тысячи танков «Армата» ценой в десяток миллиардов долларов могут появиться не ранее 2025 года, когда может потребоваться совсем другой танк.

Но ведь объявили реально существующие советские танки чуть ли не забытым прошлым и остановили модернизацию Т-80У. А чем будем воевать, если завтра война? Оставшимися немодернизированными танками Т-72? Танков Т-90 у нас всего 500 штук, и больше воевать будет нечем. Такая техническая политика озадачивает».

Мы не считаем разработку «Арматы» вредным делом. Это само по себе полезное дело. Мы уже увидели рациональное применение дизельному двигателю, и не через 10 лет, а прямо в ближайшее время с огромной экономической выгодой и с пользой для производственных мощностей отечественного танкостроения.

В НПК «Уралвагонзавод» создаются заделы по вооружению и различным формам защиты, которые могут успешно использоваться прямо завтра для модернизации существующего парка бронетанковых войск, находящегося в плачевном состоянии (во время похода на Цхинвали половина танков сошла с курса из-за неисправностей).

И идеи насчет капсулы, почерпнутые, если не ошибаемся, из израильских разработок «Меркавы», вызывают определенный интерес (сам Израиль по имеющейся информации планирует закупать Леопард 2А7). Но пока нет решения о серийном производстве, перспективный танк изготавливать даже по 20шт. в год бессмысленно.

Сейчас самое неотложное дело, как правильно сказано в статье в газете «Советская Россия», - это модернизация части имеющихся танков Т80 до уровня М1 «Барс» для создания танкового авангарда при появлении угрозы массированного наступления с Запада через европейскую равнину.

И, во-вторых, необходима срочная модернизация остальной части имеющихся танков для создания массированного второго эшелона в возможных танковых операциях. Эта модернизация намечалась, но она не осуществляется из-за какого-то опьянения перспективой, которая в два хода преподнесет нам на блюдечке «лучший танк в мире», мощность двигателя которого недостаточна и у которого нет механизма бесступенчатого изменения радиуса поворота. А для последней модификации немецкого Леопарда 2А7 уже готов к серийному двигатель MT 883 Ка 523 мощностью 2600 л.с. и, конечно, в нем давно установлен Механизм бесступенчатого поворота.

Что это значит? Это значит, что кадровая политика дошла до абсурда. И в данном случае пострадали и танкостроение (ущерб оценивать просто страшно), и сам Сиенко. Над ним хоть и есть ВПК, но не то ВПК, которое было у Д.Ф. Устинова.

Выводы:

1. Надо немедленно отреагировать на опасность танкового превосходства НАТО на европейском равнинном театре, возникающее с переходом к серийному производству танка Леопард 2А7 и двигателя MT 883 Ка 523 мощностью 2600 л.с.

2. Реально для этого у нас готов Т80У М1 «Барс», который можно получить в тысяче единиц к 2020 году путем модернизации существующего парка танков Т80. А дизельный вариант «Барса» можно успешно экспортировать.

3. Танк «Армата», недоработки которого скрываются за секретностью, нуждается в установке на нем ГОП МП и двигателя мощностью 2200 л.с. Но его можно довести до серии в 2021 , и получить в серии в 2024 году.

4. Для вывода нашего танкостроения из создавшегося тупика нужен заместитель председателя ВПК по танкостроению и противотанковым комплексам с правом глубокой перестройки отечественного танкостроения. Нужен человек, профессионально знающий оборонную промышленность и имеющий опыт крупного ответственного руководителя.

В сущности, новая кадровая политика нужна во всем. Нам нужны сотни тысяч гениев (вместо своих людей), как некогда сингапурскому Ли Куан Ю.


Копируете статью - поставьте ссылку на оригинал!

Комментариев нет:

Дружественные ресурсы

Движение за возрождение отечественной науки
Сайт межрегионального общественного Движения за возрождение отечественной науки